В октябрьском номере газеты промышленников и предпринимателей "Деловой ритм" опубликована статья директора департамента энергосберегающих технологий ООО"Котломонтажсервис" Игоря Исадкого.

НЕ ГАЗОМ ЕДИНЫМ
Жизнь заставит пойти на внедрение энергосберегающих технологий и нетрадиционных видов топлива - в этом уверены в ООО «Котломонтажсервис»
Недавно на лентах информагентств появилось сообщение о том, что администрация Волгограда разработала проект строительства мусоросжигательной тепловой электростанции, которая будет утилизировать все виды отходов. При этом работа станции будет исключительно экономичной и безотходной, поскольку перегретый пар, который образуется в процессе сжигания отходов, направляется на выработку электроэнергии, как самой станции, так и на тепловое снабжение других потребителей. Станция является не только экологически безопасной, но и позволит ликвидировать многочисленные городские свалки!
Фантастика? А вот и нет. В свое время генеральный директор ООО «Котломонтажсервис» (московское представительство Бийского котельного завода) Александр ДОРОЖКОВ в интервью «Деловому ритму» говорил о том, что среди потребителей все большей популярностью пользуются котлы, работающие на нетрадиционных видах топлива: древесных отходах, лузге, низкосортных углях, торфе и т.д. Эту тему мы решили развить в разговоре с заместителем генерального директора, директором департамента энергосберегающих технологий ООО «Котломонтажсервис» Игорем ИСАДСКИМ.
-Игорь Павлович, с чем связан растущий интерес к нетрадиционным видам топлива?
-Прежде всего, с тем, что дорожают традиционные виды как газ или мазут, причем, дорожают они беспрерывно, очень быстрыми темпами. Что называется, не по дням, а по часам. Как следствие, постоянно увеличивается стоимость электроэнергии. Поэтому многие хотят видеть свои ТЭС, мини-ТЭС более экономичными. Но зачастую не знают, как этого добиться. А сделать это проще всего путем перехода на новые виды топлива. Причем, на те виды, которые в буквальном смысле слова валяются под ногами. Возьмите хотя бы многочисленные деревообрабатывающие предприятия, которые, как правило, еще и платят за то, чтобы утилизировать древесные отходы. Причем, платят немалые деньги. Те же, кто избавляется от этих отходов нецивилизованным способом, вывозит в отвал, подвергаются серьезным штрафным санкциям. Между тем, отходы эти вполне можно использовать как топливо. И не платить при этом бешеные деньги за тот же газ или мазут. Приведу один только пример: в Новгородской области на Парфинском фанерном комбинате в 2000 году компанией «Котломонтажсервис» два котла ДКВр-10, работающие на газе, были заменены на котлы ДКВр-10 на древесных отходах. В результате к концу 2004 года вложенные средства окупились на 100 процентов. А экономия за 2005 год составила более четырех миллионов рублей.
Топить древесными отходами в любом случае гораздо выгоднее. Хотя себестоимость того или иного вида древесного топлива в данном случае - вопрос сугубо индивидуальный, который зависит и от региона, и от предприятия, и от применяющихся на нем технологий. Ведь одно дело - топить отходами фанерного производства, и совершенно другое - ДВП или МДФ. Своя специфика есть и на мебельном, и на лесопильном производствах. Исходя из того, что древесные отходы разные,
и котлы для них производятся тоже разные. Мы знаем, что берестой у нас раньше растапливали печи. Но, представьте себе, жечь древесную кору - дело весьма тяжелое. В ней много смол, за счет этого горит она плохо. Но горит! И если создать определенные условия для каждого вида коры, если индивидуально подобрать топки под те или иные древесные отходы (при этом марка котла может быть одной и той же), дело пойдет гораздо лучше. Каждый раз, повторяю, это надо решать индивидуально. Ведь если в коре много смол, дегтя, то, скажем, в фанерном производстве могут быть формальдегидные или фенолфталеиновые соединения, которые небезопасны в плане экологии. Значит, надо разложить их на составляющие, чтобы те или иные вещества не осели на трубах котла. Ибо котел подобным образом можно «убить» буквально за месяц-другой.
Как известно, беспрерывно дорожает и электроэнергия. Здесь опять-таки надо решать все индивидуально. Потому на разных производствах устанавливаются различные виды турбин. В зависимости от этого, всё надо детально просчитывать и выбирать оптимальный вариант. Чем мы, собственно, и занимаемся, предлагая заказчику ту или иную модель решения вопроса.
-И какой может быть эта модель?
-Учитывая, что работаем мы на всей европейской части Российской Федерации, никто не назовет вам оптимальный вариант без детального анализа ситуации. Если даже взять два родственных предприятия, выпускающих фанеру, то для одного из них будет выгодна одна турбина, а для второго - другая. Соответственно, одни котлы, и другие. И здесь всё сугубо индивидуально. В связи с этим большое внимание мы стали уделять сейчас не столько котлам (потому как котлы у нас хорошие, по своим технологическим и конструктивным качествам они ничуть не уступают импортным), сколько другим сопутствующим моментам. Ведь уступаем мы, прежде всего, в топках, в автоматике и химводоподготовке. Поэтому сейчас наши заводы, специалисты, которые работают в этой отрасли, больше внимания уделяют топкам, турбинам, насосам и всевозможному вспомогательному оборудованию. Делается это для того, чтобы разрабатывать индивидуальные проекты для каждого конкретного заказчика.
-И что они собой представляют?
Всем известно, что новое - это хорошо забытое старое. Несмотря на то, что истина эта вроде бы банальна, она продолжает работать. Сейчас мы стали возвращать к жизни, разработанные в России еще в конце XIX века ретортные топки, начали внедрять все больше вихревые топки. Вспомнили о топках с низкотемпературным кипящим слоем, которым в советские времена уделялось достаточно большое внимание, но потом их почему-то дружно забросили.
-Привыкли к дешевому газу?
-Видимо, привыкли. Но бесконечно продолжаться это не могло и не может. Эра дешевой
нефти и дешевого газа больше не вернется. Поэтому внимание специалистов стало возвращаться к «хорошо забытому старому» - тому же пиролизу и т.д. Кстати, нетрадиционными видами топлива являются не только древесные отходы, но и торф, и опилки, и образующаяся при производстве подсолнечного масла шелуха, и лузга гречки, риса, прочих круп. Словом, всё, что способно гореть. Кстати, если кто-то думает, что те же опилки легко горят, то он заблуждается. Но мы «заставляем гореть и их!
За последнее время отрасль значительно продвинулась вперед. И не только благодаря тому, что мы «вспоминали старое». Скажем, по-настоящему новым словом в этом плане стала разработка топки, которая объединила в себе и ретортную, и вихревую, и пиролизную схему. Между прочим, многое зависит еще и от того, какая у топлива влажность. Так вот, эта топка способна сжигать практически любой вид топлива, даже с самой высокой влажностью. Испытания ее проходили в самых жесточайших условиях, и она показала очень хорошие результаты. Могу сказать, что за границей аналогов у нее сегодня нет. Надо заметить, что все выше перечисленные топки сегодня можно оснащать современной автоматикой, что обеспечивает высокий уровень автоматизации.
Новая тематика связана и с вопросами деаэрации. Я имею в виду деаэраторы нового поколения, так называемые «холодного вакуума». Слава Богу, в России Кулибины еще не перевелись. И если японцы над этим холодным вакуумом бились двенадцать лет, то наши ребята сели, покумекали и сделали этот вакуум, как говорится, в два счета. Причем, не на каком-то наукоемком оборонном заводе, а на самом заштатном отечественном предприятии. Сейчас соответствующая разработка уже успешно внедряется в производство. И мы активно ее пропагандируем. Нам, кстати, все равно, кого из производителей пропагандировать, лишь бы их продукция отвечала современным требованиям, шагала в ногу со временем. Лишь бы они начали выпускать что-то новое и хорошее.
-Смычка с ними у вас сугубо производственная?
-Именно так. Что-то мы внедряем, что-то в процессе монтажа дорабатываем, устраняем ошибки, как говорится, доводим до ума. Любая новая разработка в любом случае требует какого-то технологического сопровождения.
-Игорь Павлович, а приходит ли к руководителям предприятий и организаций понимание того, что «паразитировать» на газе или мазуте больше нельзя, что надо что-то менять?
Приходит, но не всегда и не ко всем. Зачастую инвестор, хозяин предприятия хочет удешевить, оптимизировать производственный процесс, дабы увеличить прибыль, а директора, среди которых еще немало людей старой закваски, всячески тормозят этот процесс. Зачем им лишние телодвижения, зачем им что-то предпринимать, если они десятилетиями привыкли к тому, что «голубое топливо» подается исправно и бесперебойно. Директор одного крупного лесокомбината в доверительной беседе лично говорил мне, что до пенсии ему всего три года, поэтому хотелось бы, дескать, доработать спокойно, не переходя на новые виды топлива. Хотя древесных отходов на комбинате в то же самое время было море! Их не сжигали, не использовали в дело, а вывозили.
Не привыкли мы считать, экономить, вот в чем дело. Возмущаемся, что дорожает электроэнергия, и в то же самое время, продолжаем ее транжирить. Я знаком с руководителем одного из предприятий (правда, находится оно не в европейской части России), где за киловатт электроэнергии платят 7,5 рублей. И в то же самое время имеют горы древесных отходов.
Мы, конечно, пытаемся убеждать людей, что надо мыслить более рационально. Но получается это не всегда. Слишком много «красных директоров» еще сидят в своих креслах. Если директор является при этом и владельцем предприятия, там еще можно что-то доказать. Облегчает ситуацию, когда на фабрике или заводе есть какие-то средства на модернизацию производства. Но это бывает редко. Крайне неохотно идут при этом и на лизинг. Как правило, сначала все средства направляют на то, чтобы поднять производство. Даже современным деловым людям, прогрессивно мыслящим руководителям бывает трудно понять, что энергетический узел - это сердце любого предприятия. Могут быть здоровы печень, почки, другие жизненно важные органы, но если сердце остановится, не поможет уже ничто!
Просто диву даешься, как ведут себя некоторые должностные лица. В их понимании всё, что вырабатывает тепло и свет, существует как бы отдельно, вне зависимости от других производственных процессов. Между тем, зачастую всё это держится на голом энтузиазме, на старичках с лопатами, которые из последних сил подбрасывают в топку уголь...
-Насколько актуальна эта проблема для Москвы и Подмосковья?
-Очень актуальна. Здесь тоже много деревопереработки. Это мебельное, столярное производства, причем в больших масштабах, где используются и ДСП, и ДВП. Но опять же, на предприятиях не всегда есть деньги. Технари эту проблему, как правило, понимают значительно лучше. Не понимают как раз те, у кого... деньги. И объяснить им, что игра стоит свеч, повторяю, бывает трудно. Если же вспомнить, сколько в Москве образуется всевозможною мусора, то, пожалуй, все промышленный котельные и мини-ТЭС в нашим городе могут работать именно на нем. Вообще, это отдельная тема, но скажу в этой связи одно: при утилизации мусора гореть может практически всё. В рамках департамента энергосберегающих технологий ООО «Котломонтажсернис» мы как раз и занимаемся всеми этими нетрадиционными видами топлива.

И заключение хочу сказать, что рано или поздно сама жизнь заставит заниматься этими технологиями. Только позже это будет дороже. Чем раньше мы обратим на это внимание, тем больше средств сэкономим. Тем быстрее окупится внедрение новых технологий по сжиганию нетрадиционных видов топлива - древесных отходов, лузги, низкосортного угля и т.д. Кстати понимание этого все-таки приходит, не случайно оборудованию, которое мы монтируем на тех или иных объектах, и последнее время стало дорожать. Рынок есть рынок, и спрос рождает предложение. Если завод делает универсальные топки, о которых я говорил, и в них сгорает практически всё, они неминуемо будут раскупаться. Ибо люди начали понимать, что в итоге это дешевле. В этих топках всё горит, работают они в автоматическом режиме. Полупьяного истопника там полностью заменяет автоматика
-Наверное, в цивилизованных странах это практикуется уже давно?
-Цивилизованность этих стран проявляется, прежде всего, в том, что деньги там, в буквальном смысле, не вылетают в трубу. Те же финны, немцы, канадцы давно используют для топлива всевозможные древесные и прочие отходы. А мы продолжаем паразитировать на своих природных ископаемых. Но жизнь и нас заставит перейти на биотопливо. Ибо по своей стоимости газ уже наступает на пятки мазуту. Все начинают понимать, что удовольствие это весьма дорогое. Хотя с некоторыми нашими монополистами, и, прежде всего, с РАО «ЕЭС», разговаривать порой очень тяжело. На словах господин Чубайс вроде бы тоже ратует за энергосберегающие технологии. Но вы попробуйте сейчас, имея свою мини-ТЭС, подключиться к местным электросетям. Туда вас и близко не подпустят. Предприятие, которое еще вчера покупало электроэнергию по явно завышенным ценам, а сегодня не просто перестает за нее платить, а еще и само предлагает электроэнергию, вызывает вполне определенную реакцию у энергетиков. Конкуренты РАО «ЕЭС» просто-напросто не нужны. Сдается, что не нужны им и энергосберегающие технологии. Тогда они лишатся огромного числа потребителей и сверхприбылей. Пока с тем же Чубайсом в этом плане всерьез «воюют» только московские власти.
Остальные региональные чиновники к этой проблеме, к сожалению глухи.
Владимир МОХОВ